Архангельск наводнят многоуровневые парковки
Архангельск, словно больной с хроническим заболеванием, который никак не может дойти до больницы и подлечиться. И имя его заболеванию – отсутствие парковочных мест. На сегодняшний день ситуация с количеством транспорта критическая – город населяют без малого 80 тысяч автомобилей.
Уровень автомобилизации составляет 120 машин на 1000 жителей, при этом гаражей в городе около 16 500 и 30 автостоянок на 4222 места. Такого количества последних явно недостаточно, поэтому потребность в паркоместах особенно остра.
Корни проблемы, как отмечают в администрации Архангельска, лежат еще в советском прошлом. По генплану Архангельска 1976 года парковки вообще не были предусмотрены. При советской власти предполагалось, что на один пятиэтажный дом будет приходиться два-три автомобиля, на девятиэтажный – пять-семь, то есть не более одного на подъезд. Отсюда и размеры дворовых территорий. В результате автомобили «отдыхают» на детских и спортивных площадках, газонах, участках с зелеными насаждениями.
«Во многих дворах появляются несанкционированные стоянки, организованные жителями без всяких проектов и разрешений на месте газонов и игровых площадок, – комментирует ситуацию мэр Виктор Павленко. – При этом мы существенно упростили порядок рассмотрения заявок от управляющих компаний и ТСЖ на выделение участков под парковки и согласование их проектов». Упрощение выглядит так: собственники квартир на общем собрании принимают решение о межевании земли и закрепляют в общедолевую собственность дворовую территорию, чтобы затем использовать ее по своему усмотрению, в том числе и для оборудования бесплатных автостоянок.
Мэрией разработаны предложения по устройству парковок для автомобилей в соответствии с перечнем мест наибольшего тяготения транспорта, представленного городской ГИБДД. В него, в частности, включены: пр. Ломоносова в районе пересечения с ул. Попова; пр. Ломоносова, 137; пр. Троицкий в районе пересечения с ул. Суворова; пр. Троицкий от ул. Шубина до ул. Вологодская; пр. Троицкий – ул. Карла Маркса; пр. Троицкий, 63; набережная Северной Двины на пересечении с ул. Суворова, Гайдара, Садовая, Иоанна Кронштадского; ул. Логинова – пр. Ломоносова; ул. Тимме, 28; ул. Урицкого, 70.
Помнится, в далеком 2008-м обещали возведение многоуровневых парковок, даже были определены места строительства четырех из них. Парковка должна была появиться на улице Карла Либкнехта, на перекрестке улицы Логинова и проспекта Обводный канал, на улице Маяковского и на улице Октябрят. Под автостоянки должны были задействовать территории муниципальных предприятий.
Поскольку дорожная сеть и дворы в Архангельске проектировались по старым нормативам, а количество автотранспорта неуклонно растет, то единственное цивилизованное решение проблемы, отмечают в мэрии, – это строительство многоуровневых парковок. Вопрос свободной земли в городе становится все острей, поскольку застройщики все чаще обращают внимание на земельные участки внутри жилых кварталов. Если жители против строительства каких-либо зданий около своего дома, то этим вопросом стоит заняться сейчас, а не в тот момент, когда в вашем дворе начнется стройка. В то же время жители, произведя межевание, могут построить на своей территории автопарковку, если она им необходима. Уплачивая налог, они могут самостоятельно распоряжаться землей.
В прошлом году, к примеру, было отменено согласование строительства паркинга по адресу Дзержинского, 17. Собственность на внутридворовую территорию не была разграничена жителями, а ООО «Леро» планировало на ней строительство паркинга на 70 машиномест. Жители близлежащих домов выступили против строительства автопаркинга на месте детской площадки и обратились с жалобами в мэрию. Но бизнесмены, соблюдая нормы законодательства, вправе арендовать или выкупать землю и строить на ней парковку. Данный земельный участок муниципалитету не принадлежит – им распоряжается правительство области, но согласованием проекта занимается мэрия – она имеет право отказать. И в этом случае год назад действительно отказала. ООО «Леро» обратилось в правительство с заявлением о выделении другого земельного участка, уже на улице Воскресенской, 118 – по этому адресу должна расположиться многоуровневая автостоянка. Здесь они тоже получили отказ. Так где же выход?
«С учетом того, что все новые дома секционного типа будут обеспечены подземными и наземными автостоянками для постоянного хранения автотранспорта на территории Архангельска, необходимо построить несколько многоэтажных гаражных массивов и автостоянок общей вместимостью 55 000 машино-мест, – говорит Виктор Павленко. – На это потребуются земельные участки площадью 76,5 га при этажности три и более. Это наиболее рентабельный вариант решения проблемы, в том числе и на внутридворовых территориях. Целесообразно также двойное использование дворовой территории со строительством полузаглубленных паркингов с благоустроенной для нужд жителей кровлей: с размещением на ней детских и спортивных площадок либо с дополнительными общедоступными парковочными местами».