Парковкам в Архангельске – зеленый свет
Областной центр сегодня насчитывает более 80 000 автомобилей, среди которых 43 тысячи легковушек и 2500 двухколесных друзей-мотоциклов. Уровень автомобилизации в городе составляет 120 автомобилей на 1000 жителей, а по прогнозам экспертов, в ближайшие пять-восемь лет он составит уже 300 автомобилей. В результате город ожидает серьезный транспортный кризис, и корни проблемы лежат еще в советском прошлом, отмечают в пресс-службе мэрии: по генплану Архангельска 1976 года парковки вообще не были предусмотрены. При советской власти предполагалось, что на один пятиэтажный дом будет приходиться два-три автомобиля, на девятиэтажный – пять-семь, то есть не более одного на подъезд.
В результате газоны во дворах уже давно превратились в автостоянки. Но уже с 1 июля в действие вводятся штрафы за нарушение правил стоянки и остановки, которые могут просто-напросто разорить неаккуратных автовладельцев.
На нехватку автостоянок в областном центре обратили внимание всего лишь несколько лет назад, когда активизировалось коммерческое строительство недвижимости. Сейчас в Архангельске насчитывается около 16 500 гаражей и около 30 автостоянок на 4222 машиноместа для хранения частного автотранспорта. Нехватка парковочных мест приводит к тому, что автомобили ставят на детских и спортивных площадках, газонах, участках с зелеными насаждениями. Во многих дворах появляются несанкционированные стоянки, организованные жителями, без всяких проектов и разрешений за счет газонов и игровых площадок.
«На детской площадке, где раньше были качели и песочница, сейчас расположились машины. Деревья во дворе начали пилить, первый тополь упал на высаженные нами кусты – так все и оставили. Сломать ведь легче, чем сделать, – рассказывает староста дома №10, к. 2по улице Тимме Людмила Предунова. – Старухи и дети не знают, как от машин увернуться. Двор превратился не знамо во что. С парковками огромная проблема – водители только гадят. Раньше ветераны долго добивались, чтоб им гараж у дома поставили, а сейчас у нас все ветераны!»
Порядок рассмотрения заявок от управляющих компаний и ТСЖ на выделение участков под парковки и согласование их проектов существенно упрощен. Собственники квартир на общем собрании вправе принять решение о межевании земли и закрепить в общедолевую собственность дворовую территорию, чтобы затем использовать ее по своему усмотрению, в том числе и для оборудования бесплатных автостоянок.
В некоторых дворах инициативные жители уже сделали это. Примером может служить двор дома № 2, корпус 3 по улице Тимме. За 33 года со времени постройки дома в негодность пришло асфальтовое покрытие, тротуар исчез, а количество автомобилей у жильцов превысило все возможные нормативы, утвержденные для пятиэтажных домов еще советскими СНиПами. Домовое правление ЖСК «Северный» решило проявить инициативу и сделать парковку такой, какой хотят ее видеть жильцы. В мэрии определили проект границы участка, с Госавтоинспекцией согласовали расширение дворового проезда. Жители самостоятельно подготовили тротуар для асфальтирования, но самое главное – своими силами сделали крытую стоянку для всех автовладельцев, даже для спецтранспорта предусмотрена просторная спецстоянка. Поскольку все работы по обустройству гаражей выполняют сами жители, стоимость одного парковочного места составила 56 тыс. рублей.
Мэр Виктор Павленко отмечает, что департаментом градостроительства уже разработаны предложения по устройству парковок для автомобилей в соответствии с перечнем мест наибольшего тяготения транспорта, представленного городским ГИБДД. В него включены пр. Ломоносова в районе пересечения с ул. Попова; пр. Ломоносова, 137; пр. Троицкий в районе пересечения с ул. Суворова; пр. Троицкий от ул. Шубина до ул. Вологодская; пр. Троицкий – ул. Карла Маркса; пр. Троицкий, 63; набережная Северной Двины на пересечении с ул. Суворова; ул. Логинова – пр. Ломоносова; ул. Тимме, 28; ул. Урицкого, 70.