Минский «СтопХам»: нам нужна «крыша» милиции
Организаторы белорусского движения решили пойти законным путем и легально зарегистрировать движение на территории страны, однако из ГАИ пришло письмо с отказом. Инспекторы ссылались на то, что некоторые из заявленных методов борьбы с нарушителями противозаконны. Однако представители «СтопХам» по-прежнему хотят проявить свою гражданскую сознательность. Уже в самом движении появились некоторые признаки раскола. Активисты разделились на «дипломатов», которые хотят организовать все легально, дабы не попасть под пристальный взгляд правоохранительных органов, и «хулиганов», которые преследуют цель выйти в рейд — с согласия МВД или без него.
С участием представителя первой группы, одного из главных организаторов минского движения «СтопХам» Петра Ходжаева, прошел круглый стол в стенах «Белгазеты». Размещаем выдержки из опубликованного в последнем номере издания интервью с молодым человеком.
Для справки: Петр Ходжаев родился в Витебской области. Студент 4-го курса факультета МО в БГУ. Водительский стаж — 3 года. Первый автомобиль — ВАЗ-21053, сейчас ездит на Volkswagen Passat B6.
«Мы пытаемся легализовать в Беларуси движение „СтопХам“. Мы искренне хотим помочь сотрудникам ГАИ, но для начала нам нужна их помощь, чтобы они представляли наши интересы на законодательном уровне — посодействовали в написании письма в парламент. Это даст нам возможность официально зарегистрироваться. Возможно, для кого-то это [наклейки — прим. Onliner] и не послужит уроком, однако наверняка найдутся и те водители, кто, увидев наклейки на стеклах других автомобилей, поедут искать разрешенные парковочные места.
У нас нет девиза „Милиция может не все“, мы не наделены полномочиями выписывать штрафы, мы просто говорим о новом виде профилактики, пытаемся доступным и отнюдь не радикальным способом вызвать водителей на диалог, попросить их не создавать препятствий дорожному движению.
Мы просим содействия у милиции, нам нужна „крыша“. Мы в любых инстанциях готовы объяснить, что цель повредить чужое имущество мы не преследуем... Разумные люди это понимают, и впоследствии никакого конфликта не должно возникнуть.
А если кто-то будет настаивать на том, что его права нарушены, зададим встречный вопрос: а кто вы такой, чтобы нарушать права других участников дорожного движения? Не важно, чиновник вы, госслужащий или бизнесмен, иначе мы не избавимся от людей, живущих по принципу „езжу где хочу, паркуюсь где хочу, живу как хочется“.
Мы готовы действовать по правилам, которые нам предпишут [представители МВД — прим. Onliner]. Ведь не каждый раз сотрудники милиции могут оказаться в нужном месте в нужное время. Насколько я знаю, есть специальные дружины, составленные из обычных граждан. [С ГАИ сотрудничает добровольная народная дружина: люди на аварийно опасных участках находятся в вечернее время в светоотражающих жилетах, им выдаются свистки, жезлы, они оказывают ГАИ серьезную помощь — прим. представителя Госавтоинспекции]. Мы могли бы переквалифицироваться в дневную дружину».
Отвечая на вопрос о том, были ли случаи, когда Петр вынужденно нарушал правила парковки, «стопхамовец» сказал: «Я стараюсь придерживаться таких правил и без проблем оставлял машину на приличном расстоянии от подъезда. У меня в течение небольшого промежутка времени неоднократно разбивали стекло, вынимали автомагнитолу. После этого я понял, что лучше в экстренных ситуациях заеду двумя колесами на бордюр, в случае чего — заплачу штраф, но автомобиль должен быть на виду. Я не создаю аварийных ситуаций, оставленный автомобиль никогда не помешает проезду машин спецназначения. Тем более, что в дальнейшем я для себя проблему решил: забронировал место на строящейся неподалеку платной парковке».