Проблема с парковками в Мурманске
Количество автомобилей в городе за последние годы увеличилось в разы. Если раньше, проектируя дворы, архитекторы закладывали не более четырех парковочных мест на один подъезд, то сейчас есть семьи, у которых три автомобиля в пользовании. Проблема парковок занимает умы мурманчан, и чем дальше, тем больше будет автомобилей.
С одной стороны, город должен решать проблему нехватки парковок, но с другой — удивляет и позиция самих горожан. Хороший пример это дворы на так называемой «Горе дураков» (первоначальное отсутствие на горе транспортных артерий дало этому району у жителей Мурманска обидное прозвище «Гора дураков»), где есть две стоянки на улице Маклакова со свободными местами для парковки. При этом во дворе домов 26–29 все заставлено автомобилями, и люди не желают ставить автомобиль там, куда придется идти, чтобы воспользоваться своим транспортным средством. Как отметил Андрей Сысоев, «И вот задаю вопрос: «Ребята, а почему бы вам на самом деле не поставить автомобиль на тротуаре или в определенной зоне на детской площадке, а перегнать ее, свою автомашину, на вот эту вот парковку?». «Андрей, так ведь нужно же идти потом». Как только расстояние измеряется больше 200 метров, там вообще уже не обсуждается. Зачем я ее покупал, то есть я вышел, завел, поехал — это уже как бы сервис».
Другой момент это городские гаражи. По информации городской администрации, в городе порядка 15% территории занимают гаражи. Но если говорить об их загруженности, то выясняется, что она составляет не более 15%. Так как людям удобно ставить автомобили во дворе. Но существует закон Мурманской области, который жестко регламентирует правила парковки. И здесь уже вопросы к сотрудникам соответствующих структур, которые не занимаются автовладельцами, явно нарушающими закон об административных правонарушениях. Потому что нельзя парковаться ближе трех метров к фасаду, нельзя парковаться на газонах, тротуарах, детских площадках. Но в Мурманске, в отличие от запада, где для того, чтобы оштрафовать владельца автомобиля, надо засунуть ему квитанцию под дворник, необходимо обязательно найти владельца, иначе по закону его нельзя будет оштрафовать. Хотя некие положительные подвижки есть: так, появилась возможность оштрафовать автовладельца, предъявив в качестве доказательства фотографию, где зафиксирована незаконная парковка (информация об этом прозвучала на встрече с городской администрацией). Но здесь необходимо конкретное решение руководства соответствующих структур и целенаправленная работа в этом направлении.
Если же возвращаться к теме строительства парковок, то надо понимать, что самая большая проблема — это финансы. Алексей Веллер высказался: «Я могу назвать сегодня такие цифры, хотя тоже в СМИ не раз они повторялись, нам нужен 1 млрд для того, чтобы капитально отремонтировать школы. Это 1/8 бюджета. Нам нужно 500 млн для того, чтобы устранить все замечания надзорных органов в лечебных учреждениях. То есть мы двигаемся постепенно, но что мы сегодня будем покупать: бутылку Хеннесси или детское питание? Поэтому, к сожалению, бюджет не может потянуть, а для коммерческих структур — вы возьмите, с калькулятором посчитайте, сколько денег нужно потратить на то, чтобы построить одну парковку, и сколько должна стоить одна ночь хранения автомобиля на этой парковке. Потянут люди вообще эти деньги? Коммерческая структура для того, чтобы быстрее отбить затраты, а люди, чтобы заплатить за вот эту вот парковку. Есть, к сожалению такое вот противоречие. Еще раз повторяю — проблема непростая, мы ею очень серьезно озабочены. И знаем о ней. Но вот есть, так скажем, моменты, которые сложно отрегулировать. В конкретных ситуациях».
Но продолжается проработка всех возможных вариантов, сейчас в администрации изучают вопрос строительства многоэтажных парковок из металлических ферм, где есть выжимной лифт, благодаря которому парковка может быть пятиэтажной. Специалисты администрации изучают эту технологию, возможность ее использования в наших северных условиях. Есть идея запустить пилотный проект на базе одного из мурманских ТСЖ с инвестициями со стороны бизнеса.
Алексей Веллер: «Конечно, если бы сегодня бюджет мог себе позволить потратить лишний миллиард, поверьте, мы бы в течение двух-трех лет настроили бы этих многоярусных парковок по городу — мама не горюй. А потом уже, когда созданы условия, тогда можно ужесточать, ну скажем так законодательство, то есть выходить с инициативой увеличивать штрафы за парковку в неположенном месте. То есть условия созданы — тогда можно резко увеличивать штрафы и отправлять людей в созданные условия».