Последствия запрета бесплатных парковок
Мэр Москвы Сергей Собянин заявил о своем намерении ликвидировать бесплатные парковки в центре города, а также в районах между Садовым и Третьим транспортным кольцом. Эксперты проанализировали, какое влияние это решение окажет на офисный и торговый сегменты рынка коммерческой недвижимости. Запрет мэра приведет в первую очередь к тому, что ликвидность объектов офисной недвижимости будет все больше зависеть от наличия доступной для рядовых сотрудников парковки, считают аналитики.
По мнению экспертов компании Penny Lane Realty, офисы с дефицитом дешевых парковочных мест могут существенно потерять привлекательность в глазах арендаторов, тогда как бизнес-центры с достаточным для сотрудников количеством машиномест будут более востребованными. Согласно общепринятым правилам сегодня норма обеспеченности БЦ машиноместами составляет 1 м/м на 100 кв.м арендуемой площади.
По данным аналитиков компании, лучшими условиями для парковки в центре Москвы обладают БЦ "Военторг" (540 м/м при 26981 кв.м арендуемой площади), БЦ "Аквамарин-3" (643 м/м при 33 тыс. кв. м) и Lotte Plaza (289 м/м при 20 тыс. кв. м). Платные уличные парковки около офисных центров создадут дополнительные машиноместа, однако эта мера сделает условия более комфортными лишь для сотрудников с высоким достатком.
"С одной стороны, при цене за парковку в 200-300 руб. в час работники с невысоким уровнем достатка вынуждены будут пересесть на общественный транспорт, либо ставить машины во дворах, что приведет к коллапсу, - комментирует Максим Жуликов, директор по развитию департамента офисной недвижимости Penny Lane Realty. - С другой стороны, парковку около таких офисных центров смогут себе позволить лишь топ-менеджмент и генеральные директора компаний, которые после принятия заявленной меры будут оставлять свои машины в более комфортных условиях. Однако под воздействием общественности собственники компаний, возможно, станут выбирать более удобные для своих сотрудников офисы, которыми могут стать объекты, расположенные за пределами зоны действия нового постановления Собянина".
Таким образом, еще больше повысить свою привлекательность для потенциальных арендаторов могут северо-западное направление в районе Ленинградского проспекта и юго-запад Москвы (начиная с Хамовников и Гагаринского района и заканчивая ст.м. "Пр. Вернадского" и "Калужская"), где уже сейчас развиты деловые кластеры. Увеличится спрос и на офисные площади по Кутузовскому проспекту, пользующиеся популярностью у многих топ-менеджеров из-за близости к месту жительства. Кроме того, дефицит бесплатных парковочных мест может повысить интерес собственников к особнякам в ЦАО, имеющих огороженную территорию с определенным количеством машиномест для арендаторов.
А вот торговой недвижимости Москвы запрет на бесплатную парковку в центре и прилегающих к нему районах ничем не грозит, уверены эксперты Penny Lane Realty. "Большинство торговых центров обеспечены собственной стоянкой для машин, которая при средней стоимости 100-150 руб. пользуется спросом у автомобилистов, поэтому потоки посетителей в ТЦ останутся на прежнем уровне, - объясняет Алексей Могила, директор департамента торговой и региональной недвижимости Penny Lane Realty. - Наличие парковки на улице играет важную роль для магазинов в сегменте стрит-ритейла, но и здесь серьезных движений не будет ни по арендаторам, ни по ставкам. За редким исключением основное количество парковочных мест здесь занимают не машины покупателей того или иного товара, а все-таки автомобили местных жителей и офисных сотрудников. Большинство арендаторов торговых помещений - как ТЦ, так и стрит-ритейла - после введения платных парковок могут снять нагрузку с покупателей в виде платы за стоянку при условии совершения покупки в них. А бренды высокой ценовой категории в состоянии арендовать 3-5 парковочных мест для покупателей даже за 300 руб. в час".