Парковочное будущее – креативные решения

Парковочное будущее – креативные решения

20.05.2011
Новости

В мае текущего года в Челябинской области выросли штрафы за парковку на газоне с 2500 до 5000 рублей, со следующего года увеличатся штрафы за нарушение правил остановки и стоянки до 300-1500 рублей. При этом ситуация с парковками остается напряженной, особенно на центральных улицах с многочисленными офисными зданиями и досуговыми комплексами и, конечно, во дворах. Частично решить эту проблему могут наземные и подземные многоуровневые паркинги. Выход не из дешевых, но весьма интересный.
К примеру, в Краснодарском крае начали появляться так называемые карусельные паркинги. По своему принципу работы они напоминают колесо обозрения: платформы поочередно поднимаются и опускаются по кругу. Конструкцию можно сделать крытой. В высоту устройство достигает 13-16 метров, то есть примерно с пятиэтажный дом. Механизм приводится в движение по вызову автовладельца, и из любой точки «колеса» машина спустится к земле не дольше, чем за полторы минуты – по крайней мере так обещают дистрибьюторы подобных устройств. Чтобы запарковаться, нужно вызвать пустую платформу вниз. Она остается на месте, пока другой автовладелец не запустит карусель. Каждая «кабинка» рассчитана на авто с габаритами не больше 5200х2100х1600 и весом до 2200 кг.
Таким образом на площади двух парковочных мест (6,2 м х 4,7 м) умещается 12 автомобилей, есть варианты с 16 платформами. Если ставить 12 автомобилей в ряд, то они займут не 6,2 м, а целых 37,2 м, а с учетом «корявых» постановок еще больше. Экономия места налицо. Карусельные парковки особенно удобны в условиях двора и у офисов – конструкция негромоздкая, и вообще их легко установить «близко к клиенту». Не понадобится и хитрое маневрирование в узких карманах, соответственно меньше рисков шоркнуться с соседом. Заехал, как в гараж, и никаких проблем. Единственное, чтобы забрать машину, придется дожидаться, пока она спустится. А если за вами очередь? Представляете, сколько придется ждать последнему? Хотя это более цивилизованный способ забрать авто с парковки, нежели суетиться между одновременно выезжающими или заезжающими десятками машин.
Цена карусельной парковки с монтажом – 5 млн рублей (по опыту Кубани). Себестоимость машино-места для 12-автомобильной конструкции – 416,7 тысячи рублей. В Краснодаре часовой простой на такой платформе обойдется в 30 рублей, то есть за 8-часовой рабочий день придется отдать 240 рублей. Не очень демократично – на традиционных наземных стоянках сутки обходятся в среднем рублей 50.
Существуют другие парковочные системы: подъемники-лифты, модульные автостоянки, мобильные платформы...
Автоматизированные системы с лифтами – самые разнообразные. Первые – автомобильные подъемники, которые подразумевают размещение одного автомобиля над другим. Заезжаешь на площадку, она поднимается вверх. Есть так называемые зависимые подъемники: пока нижняя машина не уедет, спустить авто со второго этажа не получится. Не очень удобно. Но есть простое решение: внизу под установкой делают «цоколь», куда уходит нижняя машина, когда верхнему авто нужно отчалить.
Другой вариант – парковки типа рuzzle. На них используются комбинации горизонтального перемещения и подъема, напоминающего игру в пятнашки. Внизу машино-мест на одно меньше, чем на верхнем уровне, и за счет этого автомобиль сверху с помощью пульта управления можно сместить к выезду. Есть полностью автоматизированные системы, где лифт «по шахте» доставляет автомобили на разные этажи. При этом машиноместа располагаются только справа и слева от лифта. На территории трех традиционных парковочных мест таким образом можно расположить до 44 машин. Есть круговые парковки: внутри цилиндра устанавливается вращающийся подъемник, который доставляет транспорт в свои ячейки. В общем, вариаций множество.
Возведение капитальных надземных многоуровневых парковок – тоже не самое дешевое предприятие. Допустим, строительство «ПарКинга» на северо-западе обошлось в 145 млн рублей. Парковка рассчитана на 800 автомобилей и, по словам представителя компании, сейчас занята на 80%. Сутки здесь стоят 60 рублей, если вы оставляете машину на одну ночь. Если заключаете договор на месяц и более, то по 50 рублей. То есть цена такая же, как на обычных стоянках. Из преимуществ – крытое место, машина защищена от солнца и непогоды. Зимой здесь не так холодно, летом – нежарко. Машино-места разные по размерам – это предусмотрено, чтобы рядом не ставить крупнокалиберные автомобили и малолитражки для удобства посадки и высадки. На верхние этажи можно заехать самостоятельно через «пролеты», можно подняться на лифте. На каждом месте есть розетка для подзарядки аккумуляторов. Но при всех достоинствах она удалена от домов, то есть до парковки придется идти своим ходом. И такие масштабные строительства в принципе требуют большой территории, в отличие от тех же автоматизированных комплексов на пару десятков автомобилей. «ПарКинг» занимает 30 тысяч кв.метров, парковка-карусель – около 30 квадратов. Себестоимость машиноместа заметно ниже «карусельной» – 181 250 тысяч рублей, но зато «карусель» можно устанавливать близко к «потребителю», прямо во дворах и возле офисов.
Подземные комплексы дороже надземных в строительстве, поэтому стоимость услуг тоже выше. Например, на парковке у «ВИПРа» пару лет назад предлагали выкупить место в собственность за 2 млн рублей! Сутки на подземной парковке по Энтузиастов, 29а стоят 100 рублей зимой и 60 летом, но без предварительной договоренности сюда просто так не встанешь. Всего 26 мест, почти все раскуплены постоянщиками, но если кто-то не приезжает, можно оставить машину после 9 вечера и забрать до 8 утра. Кстати, во дворе именно этого дома с «Хонды» в прошлом году сняли колеса – хозяин не успел забронировать место.
«Согласен, многие дворы не приспособлены, чтобы оставлять автомобили, и люди паркуют машины на газонах и детских площадках не от хорошей жизни, – говорит начальник управления ЖКХ Челябинска Вадим Борисов. – Идея с многоуровневыми надземными и подземными парковками замечательная, но все упирается в высокую стоимость. Бюджет не потянет, а судя по небольшому распространению в городе таких комплексов, предпринимателям это тоже не очень интересно. Рыночная цена машино-места на подземной парковке при новостройках продаются по цене от 500 тысяч до 1,5 млн рублей».
Разумеется, ни один двор не вместит все машины жильцов. Если взять 180-квартирную десятиэтажку и учесть, что 60% семей имеют автомобили, то получается, что понадобится 108 машино-мест – это площадь целой стоянки. А, как правило, ко двору относятся по 3-4 дома... И это с нынешним уровнем автомобилизации в 250 машин на 1000 человек. К 2020 году он вырастет почти в два раза – до 450 авто, то есть почти каждый второй человек будет иметь машину. И наверняка дефицит наземных территорий, где можно поставить авто, придется компенсировать строительством стоянок над и под землей, сколько бы это ни стоило.
«С учетом растущей автомобилизации все равно придется решать вопрос, куда все машины ставить. Да, штрафы повысили, но ведь прежде, чем наказывать людей, нужно создать условия, чтобы они не парковались на газоне. А многоуровневые надземные, подземные парковки – хороший выход, но все упирается в финансовый вопрос: за чей счет они будут строиться, – говорит глава администрации Ленинского района Челябинска Вячеслв Истомин. – Возможно, частично возьмет расходы на себя муниципалитет, частично – инвесторы. На мой взгляд, нужно обязать застройщиков включать в проекты подземные паркинги. Они могут стоить от 10 млн рублей и выше.
Да, будет удорожание жилья, но ведь статус элитных домов подразумевает их наличие, а сейчас у нас зачастую элитными называются просто дома из кирпича... Если невозможно отстроить парковку во дворе, нужно организовывать ее на отдельной территории, как например, в Испании – внутри кварталов есть многоуровневые парковки, где водители за 30 евро в сутки могут оставить свою машину. Главное, создать условия бизнесу, чтобы они покупали земли под строительство таких объектов. Допустим, разрешить организовать сервисные услуги, шиномонтаж, автомойку. А что касается автоматизированных конструкций, пока мы к этому еще не пришли, хотя надо смотреть на опыт других городов, стран и выбрать подходящее решение».