Гаражные кооперативы будут уничтожены?

Гаражные кооперативы будут уничтожены?

09.03.2011
Новости

Уже много лет длятся в Киеве «бои местного значения», в котором принимают участие население города с одной стороны, и наглые, хамовитые, а порой и вооруженные застройщики, выискивающие любой удобный пятачок городской земли для того, чтобы воткнуть там если не торговый центр, то элитный «пентхаус». Причем часто жертвами этих «боев» становятся детские спортивные площадки, школьные футбольные поля, парки, скверы… Они просто исчезают с карты города. Свободных площадок в городе все меньше, но, как оказалось, «резервы» у застройщиков таки есть!
В суете сражений за футбольные дворы, оказалось, забыли о… гаражных кооперативах! А их в Киеве ни много, ни мало – 80, и площади некоторые из них занимают весьма приличные, причем многие – в самом центре города, многие – в спальных районах, и стояли они там десятилетиями. Конечно же, их судьба всецело зависит от действующего в данный исторический период законодательства, регулирующего, в частности, права граждан на владение недвижимым имуществом, а гаражи относятся именно к такой категории собственности. Но гаражи стояли, и трудно было представить, что с ними может что-либо случиться, тем более, что практически все они приватизированы, на все гаражные площади оформлены соответствующие документы. Оказалось, что в наше время ничего постоянного, даже если оно законно, быть не может. Вот с какими примерами столкнулся, исследуя проблему, корреспондент «Багнета».
Гаражно-строительный кооператив «Химик» (председатель А. Затурянский). История у него столь давняя, что по ней можно изучать и историю самой столицы, поскольку тянется еще с 1951 года, когда строился на левом берегу Днепра и сам химический комбинат, и жилой городок вместе с ним. Тогда правительство проявило заботу о трудящихся, кроме детских площадок, магазинов и детских кухонь предусмотрели и площадку для «постройки гаражей собственниками автотранспорта». Тогда и автомобилей-то было – «Москвичи» да мотоциклы с колясками у редких граждан. Но с тех пор ГСК «Химик» и стоит. (Заметим, что этот исторический факт имеет особое значение, поскольку документы тех лет давно пылились в архивах, а понадобились, когда на этот ГСК был совершен откровенный рейдерский «наезд»). А точнее – в один не очень прекрасный момент прямо на гаражной территории начал расти эдакий трехэтажный строительный «прыщ»: частный дом! Было это 5 лет тому, началась долгая, бесконечная судебная эпопея по выживанию нахала с территории, но и это не главное.
Неожиданно городские власти потребовали от всех гаражных кооперативов… перерегистрации. А, для того, чтобы это сделать, необходимо, как оказалось, пройти такие чиновные коридоры, барьеры, закоулки и пыточные камеры в виде очередей, что только испытанным, фанатично преданным идее «бойцам» это по силам. Например, кооператив «Химик» сумел доказать свое право собственности на землю под их собственным кооперативом только в суде, да и то, применив неожиданный для чиновников из горадминистрации ход: они добыли архивные документы! Те самые, о которых упоминалось выше. Эти документы вызвали эффект разорвавшейся бомбы: «Как вы их нашли???» Но и сейчас дело не завершено. Оказывается, эти гаражи не могут быть утверждены, поскольку они не согласованы со схемой строительства высотных паркингов…
Вообще тема этих самых высотных паркингов возникла в жизнерадостном градостроительном воображении киевских властей несколько лет назад, когда к власти в Киеве пришла пресловутая «молодая команда» мэра Леонида Черновецкого. Тогда, в 2006-2008 годах по городу начался активный снос старых гаражных кооперативов. И случаев – десятки. На месте многих из них уже выросли «высотки» и торгово-офисные центры… Дело «молодой команды» живет и по сей день.
С ним столкнулись и члены автокооператива № 3, расположенного в Днепровском районе Киева. Ситуация схожа с вышеописанной. Кооператив существует с 1964 года. В 1992 году, когда началась приватизация капитальных сооружений, в число которых были причислены и гаражи, кооператив получил право на владение земельным участком. Но оказалось, что старых документов мало, нужен новый государственный акт на право владения землей. Что в этом случае подумает человек здравомыслящий? «Перерегистрировать автоматически, и все дела!» Но он так подумает, потому что у него ум настроен на здравомыслие, а не на облапошивание граждан. А если он настроен так, то он начинает решать две задачи: как эту землю отнять, и что на ней выгодное возвести. Чтобы и откаты были стартовые, и участие «в доле» в последующие годы, если это, скажем, торговый центр или гостиница. И тогда начинается, к примеру такое…
Т. Ашуркова, председатель кооператива:
– С нас затребовали в КГГА деньги за разработку проекта землеобустройства кооператива. Собрали мы более 17 тысяч гривен, заплатили. У нас 450 машиномест, с каждого не очень много получилось. Занялось проектом коммунальное предприятие «Киевский институт земельных отношений». Не расскажешь, сколько мне пришлось выходить по коридорам с 2006 года. И толком ничего не выходила! Поскольку теперь, оказывается, надо ждать, когда же появится схема строительства высотных паркингов. А мы здесь при чем? До смешного дошло: в горадминистрации с нас требуют справку от «Киевпарксервиса»…
Так все-таки: существует правовое поле, определяющее статус гаражных кооперативов, или нет? На этот вопрос юрист, занимающийся вопросами недвижимости, представитель Киевского отделения Ассоциации специалистов недвижимости Украины, Дмитрий Корчев, ответил так:
– Фактически такое поле есть, но оно настолько темное, запутанное, забюрократизированное, затасканное, что, когда пройдя по всем ступенькам снизу вверх, подходите к последней, вам говорят: а то, что вы прошли, уже устарело. Идите, и делайте все по новым правилам… И так без конца, и везде за все справки надо платить. Вот перед нами два кооператива, у одного вообще биография знатная, и то его пытаются развернуть спиной, а второму говорят: «Вас тут не стояло!», потому что там площадь приличная. У меня сложилось твердое мнение, что площадки, под которыми находятся ГСК, должны стать схемой земельных дерибанов. А закрученная спираль походов по кабинетам – это решение взять председателей, их замов или бухгалтеров «на измор». Походят, плюнут, что-то не успеют сделать, сроки уйдут, потом приедут бульдозеры – и все. Так уже бывало. Они, конечно же, налоги платят. Но что такое эти прозрачные налоги по сравнению с мутными «откатами» и «паевым участием» в будущих прибылях от офисных или торговых центров?
– И что, положение безвыходное?
– Почти. Но люди не могут все это оставить. Для продолжения борьбы за свои права они решили объединяться. Создают Ассоциацию владельцев автокооперативов. Создают официально, с полной регистрацией, чтобы защитить себя и получить трибуну, в том числе и парламентскую, чтобы их голос был услышан. Иначе всех утопят поодиночке, как это было уже десятки раз. Все остальные возможности для защиты своих прав исчерпаны…
Ольга Коваленко