Парковки хотят сплавить
Исполком Черновицкого горсовета намерен в марте утвердить положение, регламентирующее условия проведения конкурсов по предоставлению права эксплуатации и содержания площадок для платных парковок. Как рассказал «ДС» начальник отдела транспорта, связи и энергетики департамента ЖКХ Василий Мартынюк, сейчас на территории областного центра насчитываются 38 платных стоянок, управлением 36 из них занимается КП «Дорожно-эксплуатационное предприятие», по одной обслуживают КП «Калиновский рынок» и «Газкомплектприбор». После принятия нового положения все городские парковки планируется передавать в управление по результатам конкурса, участие в котором могут принять как частники, так и коммунальные предприятия. Но, как считают в мэрии, большая часть объектов попадет именно в частные руки. «Мы хотим привлечь эффективных управленцев, которые смогут оборудовать стоянки в соответствии с современными требованиями и приносить в казну больше средств, нежели коммунальные предприятия», — объяснил Василий Мартынюк.
Первый конкурс планируется провести в июне этого года, после оформления паспортов парковок. Ведь до сих пор местные власти умудрялись собирать деньги на площадках, техническая документация на которые (землеотвод, согласования с различными службами и т. п.) отсутствовала. В соответствии с положением его победителем станет компания, которая предложит наибольшую сумму ежемесячных отчислений в бюджет, установит паркоматы, а главное, найдет управу на нежелающих платить за парковку водителей, используя шлагбаумы либо блокираторы. Договор с победителем будет заключен на три года. В том, что конкурсы станут пользоваться повышенным интересом у инвесторов, чиновники не сомневаются: в течение месяца на рассмотрение исполкома горсовета планируется вынести еще один регуляторный акт, предполагающий повышение тарифов за парковку с 2–3 до 3,5–5 грн./час.
В обслуживающем большинство городских парковок КП «Дорожно-эксплуатационное предприятие» оптимизма чиновников не разделяют. Его директор Михаил Игнатьев уверяет, что большая часть автомобилистов отказываются оплачивать данные услуги либо оставляют свои машины на несколько часов, а платят только за один. Установка паркоматов не решит проблемы, а шлагбаумы поставить невозможно, т. к. парковки расположены вдоль дорог. Отчасти проблемы стоянок связаны и с бездеятельностью работников ГАИ, которые не штрафуют автомобилистов, массово оставляющих свой транспорт в запрещенных местах. По этим причинам в 2010 г. средняя заполняемость обслуживаемых предприятием парковок составила всего 18,5%. Получше ситуация только на четырех площадках, расположенных на улице Стасюка и возле железнодорожного вокзала, где этот показатель приближается к 50%.
Если же учесть изменения в законодательстве, регламентирующие изменение размера парковочного сбора, то в нынешнем году г-н Игнатьев прогнозирует убытки от данной деятельности. «В 2010 г. мы перечисляли в местную казну парковочный сбор в размере 0,17 грн. с каждого сданного места, в 2011 г. его заменили земельным налогом в 0,23–0,28 грн. за 1 кв. м парковки. Из-за этого наши отчисления вырастут в семь раз — с 44 до 318 тыс. грн. в год, тогда как тарифы — лишь в 1,7 раза», — отмечает Михаил Игнатьев.
К планам чиновников скептически отнесся и глава Черновицкого городского центра защиты частных предпринимателей Игорь Кухарчук. Он подтверждает, что большинство горожан не платят за парковку, использование блокираторов незаконно, а заставить местное управление ГАИ штрафовать за стоянку в неположенных местах власти не в состоянии в силу специфики взаимоотношений инспекторов и чиновников. «Вполне вероятно, что желающих поучаствовать в конкурсах по обслуживанию стоянок может и не найтись», — прогнозирует он.