В Москве будет создана сеть городских стоянок такси
На официальном сайте Правительства Москвы опубликован план первоочередных мероприятий по реализации основных направлений развития таксомоторных перевозок в городе Москве на 2011–2013 годы.
В документе определяются принципы регулирования таксомоторных перевозок, создания законодательной базы, регулирующей работу столичных такси, необходимой инфраструктуры (диспетчерской службы, стоянок) и обеспечения доступа к железнодорожным вокзалам и аэропортам для легальных такси, а также организация единой диспетчерской службы по заказу такси, разработка программы подготовки кадров для таксомоторной отрасли и порядок аттестации водителей.
Как отмечается в плане мероприятий, к началу рыночных преобразований в городе работал 21 таксопарк. Последний из них был построен в 1979 году перед Московской Олимпиадой. Общее количество автомобилей такси в то время составляло около 18 тысяч, однако, население и гости Москвы не были в достаточной мере обеспечены удобным и своевременным обслуживанием таксомоторами. В результате рыночных реформ, с 1992 года практически все московские таксопарки сменили форму собственности и стали акционерными обществами. Автомобили такси, в основном, переданы в частную собственность водителям, таксопарки занялись техническим обслуживанием автотранспорта населения и фирм и сдали в аренду большую часть своих производственных площадей под автосервис, стоянки, магазины и т.д., хотя основным условием приватизации в этой сфере было сохранение основного вида деятельности – таксомоторных перевозок. И хотя город сохранял за собой различные пакеты акций в этих предприятиях (от 2,9% в ТМП -20 до 66% ТМП-3), практически влиять на их деятельность стало невозможно. В результате образовался стихийный рынок таксомоторных услуг.
Отсутствие нормативно-правовой базы, регулирующей этот вид перевозок, отмена лицензирования таксомоторных перевозок в 2005 году, полная бесконтрольность привели к возникновению огромного количества нелегальных перевозчиков – «бомбил» (по экспертным оценкам около 40 тысяч), захвату городских стоянок и мест, характеризующихся повышенным спросом на таксомоторные услуги криминальными сообществами. Столкновения легальных и нелегальных перевозчиков на площади Курского вокзала в 2005 году привело к окончательному захвату привокзальных площадей и станций метро нелегальными «бомбилами».
В результате этого не гарантируется безопасное и качественное обслуживание огромного количества потребителей таксомоторных услуг (по оценкам специалистов – это порядка 600 тыс. человек). Оборот нелегального рынка такси составляет по оценке экспертов около 30 млрд руб. Это 1,8 млрд руб. недополученных налогов.
В создавшейся ситуации, для исправления существующего положения были разработаны ряд мероприятий по реализации основных направлений развития таксомоторных перевозок.
Необходимо, прежде всего, определить соотношение элементов государственного регулирования и принципов рыночных отношений применительно к организации транспортного обслуживания пассажиров в секторе таксомоторных перевозок на рынке транспортных услуг. Для реализации механизма государственного регулирования рынка таксомоторных услуг с помощью квотирования, а также права субъектов РФ необходимо определять порядок организации транспортного обслуживания пассажиров и багажа легковыми автомобилями такси в пределах своей территории необходимо внести целый ряд изменений в действующие федеральные законы и другие нормативные акты: Федеральный Закон от 8 ноября 2007 года №259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», Федераль-ный Закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» Статья 14 ч.1, п.7.
Для введения ответственности за неисполнение требований федерального законодательства в части, касающейся перевозки пассажиров и багажа легковыми автомобилями такси, предлагается внести изменения в Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. №195-ФЗ «Кодекс РФ об административных правонарушениях». Предлагается серьезное ужесточение наказания за нелегальный извоз и за некачественное предоставление услуги такси. Штраф на физическое лицо за нелегальный извоз предлагается повысить до 30 тыс. руб. Одновременно с федеральным законодательством, необходимо заниматься и московским. Закон «О такси в городе Москве» принятый в 2008 году, до сих пор так и не заработал. Предлагается срочно принять все нормативные подзаконные акты для его реального вступления в силу.
Предлагается также законодательно закрепить право пользования выделенными полосами для общественного транспорта за автомобилями такси; повысить требования по экологическому классу для автомобилей такси до ЕВРО-3; при проектировании и создании в г. Москве зон, ограниченных для автомобильного транспорта, предусмотреть свободный доступ в них автомобилей такси.
В соответствии с нормативами СНИП П-60-75 в среднем по городу необходимо 1 стоянка такси на 1 кв. км городской территории. По данным баланса земель г. Москвы на 01.01.05 г., из 1080,8 кв. км городской территории около половины занимают земли сельхозучреждений, природно-заповедного назначения, парков, скверов, улично-дорожной сети, неудобий и прочих земель, а также водные поверхности. Территории жилых массивов, зон торговли, общественного питания, образования, физкультуры и спорта, культуры, искусства, науки, религиозного назначения, наиболее нуждающихся в обслуживании таксомоторным транспортом, составляют около 600 кв. км. Для обеспечения этой потребности необходимо создание в Москве сети городских стоянок такси порядка 600 единиц. Городские стоянки такси создаются с целью организации движения и парковки автомобилей в ожидании пассажиров, регулирование процесса посадки(высадки) пассажиров в такси, организации и координации работы операторов такси, контроля за осуществлением таксомоторных перевозок, пресечения нелегального извоза. Стоянки организуются в местах наибольшего скопления пассажиров. Размещение стоянок не должно создавать помех для движения и парковки других видов транспорта.
Предполагается, что система городских стоянок включает в себя: места стоянок с павильонами диспетчерской службы, дорожной разметкой, дорожными знаками и информационными указателями «Московское городское такси» (регулируемые стоянки такси); притротуарные стоянки такси без павильонов диспетчерской службы (нерегулируемые стоянки такси); диспетчерскую службу.
Кроме того, необходимо установить порядок оказания таксомоторных услуг авиа и железнодорожным пассажирам, предполагающий свободный, недискриминационный и эксклюзивный доступ легальных перевозчиков в зону посадки (высадки) пассажиров такси около терминалов. Должен быть реализован принцип «первый приехал – первый посадил пассажира и уехал», который успешно применяется практически во всех аэропортах и ж/д вокзалах мира. Также требуется провести анализ земельно-правовых отношений на привокзальных площадях.
Власти создадут оперативный штаб по наведению и поддержанию порядка на привокзальных площадях города с целью недопущения присутствиях на них нелегальных перевозчиков и физической защите водителей и автомобилей такси легальных перевозчиков. ГИБДД и ЦОДД будет поручено подготовить предложения по размещению знаков и специальной разметки ПДД на стоянках такси на привокзальных площадях. Дирекции железнодорожных вокзалов придется обеспечить аудио и визуальную информацию для прибывающих пассажиров о недопущении пользования нелегальными перевозчиками и о местах стоянок и услугах легальных автомобилей такси. Департаменту транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы и Министерству транспорта Московской области совместно с администрациями аэропортов московского авиаузла необходимо будет разработать Единый порядок обслуживания авиапассажиров автомобилями такси и утвердить указанный Единый порядок на совместной Коллегии Правительств Москвы и Московской области. Администрациям аэропортов необходимо обеспечить аудио и визуальную информацию для прибывающих пассажиров о недопущении пользования нелегальными перевозчиками и о местах стоянок и услугах легальных автомобилей такси. Кроме того, администрациям аэропортов придется обеспечить установку специальных знаков и нанесение разметки на стоянках такси.
В рамках Единого общегородского диспетчерского центра по управлению пассажирским транспортом (ЕОГДЦ) необходимо будет предусмотреть подсистему диспетчеризации такси, обеспечить ее интеграцию с диспетчерскими таксомоторных операторов, вести мониторинг заполняемости городских регулируемых стоянок такси.
В рамках выполнения Закона города Москвы №22 «О такси в городе Москве» Правительство Москвы должно утвердить Положение о порядке аттестации водителей такси на знание русского языка и города Москвы. Целесообразно дополнительно разработать и утвердить городскую Программу подготовки водителей такси и развернуть такую подготовку на действующих в городе учебно-производственных комбинатах и профильных колледжах. Программа должна включать в себя: изучение города Москвы, русского языка, психологию общения с клиентом, основы законодательства в области такси.