
И хитро, и ловко строится парковка
Количество машин в Москве год от года растет, проблема их размещения становится все более актуальной. Поэтому при покупке квартиры кроме квадратных метров люди интересуются наличием и стоимостью парковочного места. Учесть гаражные запросы будущих жильцов девелоперы должны уже на стадии проектирования. Причем к этому обязывают не только личная выгода и забота о клиентах, но и столичное законодательство.
Все ходы записаныКоличество машино-мест для жилых объектов определяется на основании постановления правительства Москвы №769-ПП от 2005 года. В экономклассе на каждую квартиру должно приходиться одно место, в бизнес-классе — не менее 1,7, в сегменте повышенной комфортности — как минимум два. «Но эти нормы действуют только при сооружении новых комплексов, — уточняет Петр Васютик, заместитель генерального директора АН Great reality. — К точечной застройке эти правила не всегда применимы». По словам Григория Алтухова, советника президента ФСК «Лидер», девелопер имеет право уменьшить нормативное количество мест, но только если сумеет доказать, что обеспеченность микрорайона парковками и без его объекта превышает нормативную.
Строительство подземной парковки — дело затратное. «Себестоимость квадратного метра доходит до 60 тыс. руб., а обустройство отдельной стоянки площадью 10-12 кв. м стоит как не самая плохая иномарка», — откровенничает Алексей Балыкин, директор службы заказчика ГК «Пионер-Москва» В зависимости от размера участка на стадии проектирования принимается решение о количестве уровней паркинга. Обычно в жилых домах их устраивают не больше двух — слишком дорого. Но и в этом случае стоимость места порой непомерно повышается, если застройщик сталкивается с необходимостью выноса находящихся под землей инженерных коммуникаций или обязан обеспечить к ним доступ работникам коммунальных и прочих служб.
В объезд норм и законов
Потому-то хитрецы-девелоперы в целях экономии порой закладывают уже в проект низкую категорию комфортности. Например, бизнес-класс по бумагам значится как эконом и застройщик может вместо 1,7-2 машино-мест на квартиру предусмотреть одно. Но наиболее распространен вариант, когда при комплексной застройке в последнюю очередь возводится отдельно стоящий наземный многоуровневый паркинг — максимально дешевая неотапливаемая «этажерка». К тому же, если посчастливится, под наземный паркинг удастся «выбить» городскую территорию, которая пустует, значится в ведении санитарно-защитных зон ЛЭП, железных дорог или крупных автомагистралей и никакого отношения к выделенному участку не имеет. Свою же землю девелопер максимально застраивает жилыми квадратами.
«У многих новоселов, владеющих автомобилями, средств хватает только на само жилье, на место в гараже денег не остается, — объясняет Г. Алтухов. — Поэтому микрорайонам массовой панельной застройки хватило бы и 0,3-0,5 места на квартиру. А в спальных районах, в дешевом монолите, — 0,5-0,7». «Дорогие поземные паркинги по карману только состоятельным гражданам, — высказывает свое мнение Андрей Блажко, генеральный директор компании «Домостроитель Юго-запад». — Поэтому обязанность строить такие объекты даже в рамках бюджетного жилья явилась главной причиной ухода из Москвы многих девелоперов, работавших в экономклассе».
И по размеру…
Однажды в утренний час пик на выезде со стоянки две легковушки «поцеловались» бортами и три часа вынуждены были дожидаться сотрудников ДПС. Понятно, что остальным автовладельцам в связи с блокировкой выезда пришлось добираться на работу общественным транспортом.
Нормы и правила регламентируют не только наличие паркингов и количество мест, но и минимальные размеры. Так, утверждают эксперты, технические параметры закладываются уже в процессе проектирования паркинга на основе СНиП. Например, на стоянках жилых комплексов компании «Стройтэкс» длина места составляет 5,4 м, ширина — 2,6. Ширина дорожной полосы между рядами автомобилей — 6,1 м, а при въезде на парковку в зависимости от класса дома и количества уровней и машино-мест — 3-4 м при высоте ворот 2,4 м. При этом застройщик сам волен определять, какой процент мест будет отведен для малогабаритных авто, а какой для внедорожников. Но чаще всего сразу закладывается единый размер — универсальный для любого типа легковушек.
…и по стоимости
«Цены зависят от разных факторов, — говорит Мария Литинецкая, генеральный директор компании «МИЭЛЬ-Новостройки». — Принимаются в расчет местоположение, класс и качество дома, стоимость земли под ним. Очевидно, что наиболее дороги машино-места в центре Москвы. В немалой степени на цены влияют высокая себестоимость строительства, нехватка площадей, технические особенности расположения городских коммуникаций. Наконец, стоимость места напрямую зависит от его размеров».
«Самые дорогие стоянки — те, что оборудованы лифтом, доставляющим хозяина квартиры почти к машине, — говорит Ольга Новикова, руководитель департамента аналитики и консалтинга компании «НДВ-Недвижимость». — В комфорт-классе место стоит $25-40 тыс., в бизнес-сегменте — $30-60 тыс., в элитке — $75-100 тыс. Для сравнения: в надземных многоуровневых паркингах цены составляют $27-30 тыс.». Но это в среднем по городу. В ЦАО стоимость достигает $300 тыс. В ЗАО есть комплексы бизнес-класса, где место стоит $130-150 тыс., в ЮЗАО — $90 тыс., в САО и СЗАО — $80 тыс., в СВАО и ВАО — 70 тыс., в ЮАО — 50-60 тыс.
Впрочем, с покупкой места расходы не закончатся. Управляющая компания, в ведении которой находится дом, «позаботится» и о гаражных налогах. По сведениям А. Балыкина, ежемесячные расходы на эксплуатацию стоянки зависят от его качественных характеристик и статуса дома. Но, как показывает практика, суммой менее 1,5 тыс. руб. в месяц тут не отделаешься, а кое-где берут и по 10 тыс.
За шлагбаумом будущее
Раньше спрос на машино-места постоянно рос. Но уже в 2009-м количество желающих обзавестись подземной стоянкой сократилось на 30% и сегодня остается на том же уровне. Головной боли застройщикам добавила программа «Народный гараж», в рамках которой место можно купить за 350 тыс. руб., что почти вдвое дешевле, чем в паркинге комфорт-класса. И уж к полному унынию привело девелоперов сокращение инвестиционных сделок.
Между тем проблем может добавиться. Дело в том, что даже владельцу жилья бизнес-класса порой выгоднее приобрести «народный гараж». По данным Департамента дорожно-мостового и инженерного строительства Москвы, уже в этом году под маркой «народный гараж» намечено построить более 420 комплексов, что в 2,5 раза больше, чем в прошлом. Помимо того планируется открыть три подземных объекта вместимостью 1110 мест на Тверской, где днем они будут выполнять роль перехватывающих стоянок, а в ночные часы их смогут арендовать жители района. Подземный паркинг на тысячу мест появится и под Пушкинской площадью. Проектируется 17 перехватывающих стоянок на 15 тыс. мест возле станций метро. Словом, пока у новосела не хватает денег на подземную парковку, можно будет приткнуть машину где-нибудь в общественном месте. А насколько это безопасно, уже другой вопрос…
Источник: «Новый адрес»