С частными парковками договор будет расторгнут
Канцлер права считает неправомерной деятельность Департамента шоссейных дорог, который по просьбе частных парковок рассылал автовладельцам извещения о договорном штрафе. Департамент намерен расторгнуть договоры с частными парковками.Поскольку у частных парковок нет доступа к регистру дорожного движения, а следовательно, и к данным водителей, паркующих свои автомобили, то до сих пор действовала следующая схема: владелец стоянки отправлял в закрытом конверте номер автомобиля Департаменту шоссейных дорог, там выясняли владельца неправильно припаркованной машины и посылали ему извещение о штрафе.
Юридически все было корректно: частная фирма не имела доступа к данным регистра. В то же время письмо отправлялось другой стороне, то есть автовладельцу, за счет частной фирмы.
Несоответствие закону
Тем не менее, канцлер права Индрек Тедер занялся выяснением вопроса, имеет ли право Департамент шоссейных дорог оказывать такую услугу. В понедельник Тедер предложил департаменту прекратить такую деятельность из-за ее несоответствия закону.
Он считает, что департамент нарушил принцип обеспечения основных прав и свобод, а также правила добропорядочного администрирования. По мнению канцлера права, например, департамент не должен подавать в регистр запрос об автовладельце на основании одной лишь просьбы частной стоянки, поскольку это можно делать только в общественных интересах, то есть в случае общественно-правовых отношений.
В Департаменте шоссейных дорог не пожелали комментировать данную тему и пообещали в скором времени опубликовать официальный ответ.
Несмотря на то, что Тедер попросил департамент ответить к 30 ноября, из источника Postimees сообщили, что в Департаменте шоссейных дорог уже принято решение о расторжении договоров, заключенных с частными парковками.
Исполнительный руководитель парковочной фирмы Europark Карол Кованен сказал, что из-за этого ничего особенного не произойдет. «Просто это была одна дополнительная возможность известить клиента о договорном штрафе», — отметил Кованен.
Если эта возможность отпадет, то в дальнейшем колеса неправильно припаркованных машин просто будут чаще блокироваться.
Как сказал присяжный адвокат Маргус Арвисто, представляющий Europark, вопрос в том, имеет ли смысл сейчас заниматься этой темой, ведь с 1 января вступит в действие новый Закон о дорожном движении, существенно расширяющий возможности доступа к данным регистра дорожного движения.
«Поскольку правовая среда вот-вот изменится, оценка канцлера особо не скажется на операторах частных парковок и не изменит их деятельность», — отметил он.Арвисто также считает, что с предложением канцлера права вполне можно поспорить.
Раз канцлер не усмотрел в деятельности Департамента шоссейных дорог общественного интереса, то, как считает адвокат, следовало бы шире сформулировать само понятие «общественный интерес».
Рассматривать нужно организацию движения в целом, поскольку парковка является частью движения. «Вопрос в том, подходить ли к проблеме грамматически или через толкование сути и цели», — отметил Арвисто.
Современный подход
Он добавил, что по степени секретности данных регистра дорожного движения и связанной с этим защитой личностной приватности Эстония вообще первенствует в Европе.
«Мы изучили правовые регуляции других стран, связанные с публичностью регистров дорожного движения, и увидели, что столь обширной защиты данных, как в Эстонии, нет в большинстве стран», — пояснил Арвисто.
К счастью, новый Закон о дорожном движении позволит более современный подход с учетом самых разных интересов.
Аргументы канцлера права
• Департамент шоссейных дорог считает, что защищает общественные интересы в более успешной организации парковки, помогая частным парковкам передавать автовладельцам извещения о договорном штрафе.
• По оценке канцлера права, отношения между частными парковками и Департаментом шоссейных дорог являются не общественно-правовыми, а частноправовыми. Это значит, что Департамент шоссейных дорог не выполняет общественную задачу.
• Данные регистра дорожного движения нельзя использовать в частных интересах. Использованием личных данных можно считать запросы Департамента шоссейных дорог в регистр дорожного движения с целью определения владельца или пользователя автомобиля.
• Частноправовое лицо обязано само организовывать парковку на принадлежащей ему дороге в полном объеме, в том числе и оплату парковки.
• Из Закона о дорожном движении не следует, что на Департамент шоссейных дорог возлагается задача по оказанию помощи частноправовому лицу в организации парковки.
• Департамент шоссейных дорог заключил договоры с парковочными фирмами Ühisteenused, Citypark Eesti и Europark.
Источник: Канцелярия канцлера права