Преступная парковка
На Ставрополье возбуждено уголовное дело в отношении начальника ОВД Пятигорска Савелия Арапиди, фактически пропустившего в августе террориста в людное место. Какой урок из трагедии вынесли стражи порядка города-курорта? Корреспондент "Известий" побродил по пешеходной зоне "пятигорского Арбата", где взорвались начиненные тротилом "Жигули" и пострадало более 30 человек.
Вопросы к местной милиции у сыщиков, принявших к производству дело о пятигорском теракте, возникли практически сразу же. Ведь террорист припарковал "шестерку" с бомбой напротив кафе "Оскар" в пешеходной зоне проспекта Кирова, куда доступ транспорту запрещен и где расположены соответствующие дорожные знаки. Оказалось, претензии к стражам порядка города, превратившим место массовых прогулок людей в автостраду, предъявляла задолго до взрыва прокуратура.
- Следствием установлено, что начальник ОВД, несмотря на внесенные в июне и июле 2010 года прокурором Пятигорска представления о необходимости принятия мер по предотвращению и профилактике административных правонарушений на проспекте Кирова, исключения фактов движения и парковки автотранспорта в зоне действия запрещающих знаков, не обеспечил принятие соответствующих мер подчиненными, - сообщила "Известиям" Екатерина Данилова, старший помощник руководителя Следственного управления СКП РФ по Ставропольскому краю.
В прокуратуре подчеркивают: начальник ОВД Савелий Арапиди и без понуканий обязан был навести порядок на проспекте. Но он даже после того, как ткнули носом в нарушения, ничего не сделал. Спустя месяц после последнего прокурорского представления, в очередной раз проигнорированного главным милиционером города, на "пятигорском Арбате" прогремел взрыв.
- В отношении Савелия Арапиди возбуждено уголовное дело по статье УК РФ "Халатность", - сказала "Известиям" старший помощник прокурора Ставропольского края Людмила Дулькина.
Ну, теперь-то машины с проспекта наверняка выдворили! В надежде полюбоваться пешеходной идиллией корреспондент "Известий" отправился в Пятигорск. И был разочарован. Проспект Кирова, увешанный запрещающими дорожными знаками, по-прежнему запружен автомобилями, оттеснившими гуляющую публику. На это безобразие спокойно взирают сотрудники дорожно-патрульной службы, дежурящие на перекрестке Кирова и Дзержинского.
- Почему водители игнорируют знак "въезд запрещен"? - спросил я у молодого лейтенанта милиции, чей пост в двух шагах от "кирпича".
Он ничуть не смущен вопросом.
- Это машины работников организаций, расположенных на проспекте, им разрешено, - трактует правила движения офицер.
Впрочем, те, кто работает на проспекте, утверждают: сюда едут все кому не лень.
- Не успеваю запоминать номера и марки машин, которые ставят нам под окна, - жалуется Евдокия Квашина, активистка горкома КПРФ, чей офис выходит парадной дверью на проспект. - Каждый день разные. Ни одна из них, - показывает на машины собеседница, - к нам никакого отношения не имеет.
У учебного корпуса N 2 Пятигорской фарм-академии, после взрыва заново остекленного, но так и не залечившего выбоины на стенах, тоже вереница авто.
- Приезжают преподаватели, студенты, но есть и посторонние, - говорит комендант корпуса Миленти Гвасалия. - На днях наш проспект перегородили, с одной стороны - "КамАЗом", с другой - водовозкой. Так мы, пережившие теракт, вздохнули с облегчением. У нас ведь особенный вуз, много иностранцев учится. Террористы это знают.
Жизнь без автомобильных пробок и клаксонов длилась лишь один день, вздыхает Миленти. Видно, на время какого-то важного совещания ограничивали движение: Пятигорск теперь столица федерального округа. Утром все вернулось на круги своя.
- А мы боремся с автовладельцами у подъезда всеми доступными способами, - продолжает тему Карина Оганова, директор дворца пионеров и школьников, куда через автомобильные пробки проспекта пробираются на занятия 700 детей. - Поставили для ребят спектакль "Приключения Шурика и его друзей" о безопасности дорожного движения. Так что малыши у нас сейчас воспитаннее отдельных родителей, грозят им пальчиком, когда те едут сюда под "кирпич".
Впрочем, некоторых папаш ни детский пальчик, ни перспектива попасть в журнал учета нарушителей ПДД (его ведут сотрудники дворца, записывая номера машин и передавая их затем в милицию) ничуть не пугают. "Пусть записывают. У нас документ есть", - типичный ответ "крутых" родителей. Единственное, что пока удалось сделать персоналу дворца, так это отвоевать у лихачей площадку перед входом, на которой водители разворачивались, поминутно рискуя покалечить малышню. Карину Оганову, которая пыталась их увещевать, они, как сказала собеседница, просто "посылали". Виражи прекратились лишь после того, как площадку обнесли надежной оградой.
Сейчас администрация дворца борется с автовладельцами с помощью воззваний, которые крепит на стекла припаркованных у детского учреждения машин. Если и это не поможет, грозится Оганова, придется посылать актера в форме ГАИ (из спектакля про Шурика) на перекресток, чтобы навел порядок.
Покидая дворец, я увидел на проспекте кавалькаду дорогих машин. Оказалось, это на встречу с ветеранами прибыл один из кандидатов в мэры города. Сюда же прикатил и депутат ГД РФ от Ставрополья Александр Ищенко. У этих уж точно документ есть, подумал я.
- Надо ужесточать контроль, - отреагировал Ищенко на мою просьбу прокомментировать автомобильные пробки в пешеходной зоне проспекта. После чего сел в авто и уехал.