Как отбить у парковки деньги за поврежденный автомобиль
Недавно парковка аэропорта Домодедово оказалась в центре крупного скандала. Автомобилист, оставивший там Nissan на три дня, обнаружил машину без колес и со следами взлома. Оказалось, что парковку не охраняют уже два месяца, но деньги с клиентов берут исправно. Как выяснила "Комсомольская правда", добиться от парковщиков компенсации крайне сложно, но можно.
Для возмещения ущерба клиенту в Домодедово нужно было предъявить квитанцию об оплате парковки, а также договор между автовладельцем и парковкой, удостоверяющий товарный вид и комплектность авто. Ни того, ни другого у пострадавшего не было. Дело в том, что квитанция в аэропортах выдается уже при выезде с территории парковки. А второй документ – договор - не составляется на парковках вообще никогда.
По словам председателя правления Конфедерации обществ потребителей Дмитрия Янина, в российском законодательстве даже нет понятия "парковка". Поэтому парковщики смело открещиваются от ответственности за автомобиль, не забывая при этом собирать деньги с водителей в обмен на талон об оплате. Вместе с тем в Гражданском кодексе фигурирует понятие "стоянка" - это место для хранения и сохранности автомобилей. При сдаче машины на стоянку водителю должны выдать договор с описанием всех царапин автомобиля.
Известен лишь один случай, когда москвичу удалось выиграть в судебном споре с парковкой. Полтора года назад автовладелец, который не первый год пользовался одной стоянкой, обнаружил, что его машину угнали. Как и в случае с клиентом Домодедово, охрана заявила, что не несет ответственность за сохранность машины.
Водитель подал в суд на владельцев парковки и прошел все инстанции от районного до Верховного суда, который обязал компенсировать полную стоимость угнанного автомобиля. Однако этот прецедент не помог основной массе автомобилистов, испытавших те же проблемы. В отличие от Конституционного Верховный суд не законодательный орган, и его решение по одному частному делу не становится автоматически законом для всех.
Куда и как жаловаться: советы юристов
Специалисты предупреждают, что отстаивание правоты займет много времени и нервов, однако высоко оценивают шансы пострадавших на победу. Нужно в письменном виде оформить свои претензии и оценить ущерб. Компания может сразу согласиться его возместить. В случае отказа необходимо обратиться в оценивающую компанию, которая более точно определит сумму ущерба. С этим заключением нужно еще раз написать жалобу в адрес организации, занимающейся эксплуатацией парковки.
Если она откажется возмещать ущерб, тогда следует обращаться в районный суд, предъявив доказательства, что вы сдавали машину именно на эту парковку (это может быть талон, чек, показания свидетелей). Стоит приложить решение Верховного суда по идентичному делу. Если не подействует, нужно обращаться в Верховный суд.
Ссылаться следует на закон "О защите прав потребителей" (если человек оплатил парковку автомобиля, то и получить его должен в целости и сохранности) и статью 891 Гражданского кодекса (хранитель обязан обеспечивать сохранность чужой вещи точно так же, как своей собственной).