С нехваткой парковок сталкиваются многие крупные города
Возвращаюсь вечером домой и опять вижу чей-то автомобиль на тротуаре перед своим подъездом. Сошел на проезжую часть дороги — навстречу едет “Мерседес”. Посторонился, пропустил. Потому что шел не там, где положено, хотя и не по своей вине. И вообще, такое впечатление, что машин стало больше, чем людей. Они везде, ими забито все городское пространство.
Только в Минске официально зарегистрировано около 630 тысяч автомобилей, а в стране — без малого 3 миллиона. Несмотря на финансовый кризис, их количество неуклонно растет. С одной стороны, это показатель растущего благосостояния сограждан, с другой — определенные неудобства. У владельцев автомобилей(к их числу отношусь и я) головная боль: где припарковать своего железного коня, а жителям многоэтажных домов не нравится, что все подходы к жилью заставлены автомобилями. Ведь бывает и так, что ни “скорой” не подъехать, ни такси. В моем доме, например, к крайнему подъезду мусороуборочная машина никак не может подобраться. Увещевания работников ЖЭСа, призывающих не ставить автомобили возле желтой линии на бордюре тротуара, на владельцев авто не действуют. И уборщица решила проблему по-своему: контейнер с мусором прикатывает к моему подъезду, вот и приходится по утрам протискиваться между двумя грязными баками. А мамы, в свою очередь, жалуются, что детям гулять негде.
В настоящее время Минск обеспечен парковочными местами лишь на 30 процентов от их необходимого количества. И через несколько лет проблема парковок станет не просто угрожающей, а неразрешимой. Даже возведенные сравнительно недавно спальные микрорайоны проектировались так, будто личные авто у граждан — большая редкость. Нельзя сказать, что власти бездействуют. Строятся уже дома бизнес-класса со встроенными в здание гаражами. Но их мало. Равно как и недостаточно сооружается парковок. Говорят, свободной земли не хватает. Это так. Кое-где уже стояночные места стали расширять за счет детских площадок, зеленой зоны. Но разве это решение проблемы? Где детям во дворе играть? Во всем мире идут по пути строительства подземных многоуровневых паркингов. Да, это недешево. Но есть ли другие варианты при земельном дефиците?Чтобы максимально разгрузить центры больших городов, въезд в них предлагается сделать платным по примеру некоторых европейских государств. Наверное, правильно. Но эта идея будет иметь смысл только в том случае, если за пределами центра сначала построят так называемые перехватывающие парковки как в пешеходной доступности, так и на въезде в город.
Согласен, советы давать легче, нежели их воплощать в жизнь. И тем не менее не надо изобретать колесо, лучше просто изучить зарубежный опыт и внедрить то, что нам подходит. Например, на некоторых улицах организовать одностороннее движение, чтобы вторую сторону использовать под парковки. Есть и нестандартные решения. Для новых стоянок можно использовать любые подходящие участки: площади выводимых из города предприятий, подмостовые и подэстакадные пространства. Но нужны не просто планы, а конкретные целенаправленные действия.
Справедливости ради скажу, что в создавшейся проблеме парковок есть доля вины и самих автовладельцев — многие из них, даже когда есть такая возможность, не торопятся воспользоваться услугами паркингов, предпочитая оставлять на ночь своих железных коней во дворах домов. То, что дешево, не всегда правильно.
Николай ГУСЕВ