Платные парковки во Владивостоке – как платить, кто будет штрафовать нарушителей и почему бюджет получит только 15% прибыли

Платные парковки во Владивостоке – как платить, кто будет штрафовать нарушителей и почему бюджет получит только 15% прибыли

27.10.2022
Новости

Фиксировать нарушения правил на платных парковках во Владивостоке будут 4 автомобиля и 10 сотрудников «Цифрового Приморья», а выписывать штрафы – администрация города и ГИБДД. При этом всё ещё не понятно, как бороться с любителями занавешивать номера тряпками и теми, у кого вообще нет номеров. Зато известно, что на первом этапе резидентных пропусков для местных жителей не будет, а в будущем оформить такие разрешения можно будет через «Госуслуги» и МФЦ. Об этом, а также о том, как оплатить парковку и почему бюджет города будет получать только 15% от этих денег, журналистам в среду, 26 октября, рассказали на брифинге специалисты ООО «Цифровое Приморье».

85 на 15

Первый вопрос, как водится, был о деньгах – почему частная компания получит 85% с платы за парковку, а муниципалитет – только 15%. Отвечал руководитель проекта «Цифровое Приморье» Станислав Журавлёв обстоятельно. Если вкратце – потому что это практически единственный способ компании отбить свои вложения и выйти из убытков.

«Мы реализуем одновременно 30 информационных систем, и это не только платные парковки, но и, например, остановки, светофоры, камеры. В общей сложности – 12 тысяч единиц различного оборудования. У нас работают 74 человека и около 10 подрядных организаций. Объём финансирования от 5,27 млрд рублей, на первом этапе – 3,4 млрд рублей».

Как уточняет Станислав Журавлёв, региональный бюджет компенсирует часть затрат – 7 млрд рублей за 12 лет. Это деньги за установку камер на краевых дорогах, создание систем весогабаритного контроля и авиамониторинга, а также написание и обслуживание программного обеспечения – более десятка систем на едином портале «Цифровое Приморье».

А вот за оборудование в муниципалитетах по условиям концессионного соглашения никто не заплатит. Сюда относятся турникеты и камеры в школах, туристические киоски, 50 «умных» остановок, светофоры, пешеходные переходы, камеры (их по краю установлено уже более 1000), система мониторинга транспортных потоков, паркоматы и их обслуживание.

«У нас есть возможность для рекламы в «умных» остановках и на информационных киосках, но мы понимаем, что этих средств не хватит даже на эксплуатацию других наших объектов, – рассуждает Станислав Журавлёв. – Платные парковки – едва ли не единственный источник дохода, который позволит нам отбивать вложения. Это единственный из сервисов, где мы разделяем доходы с муниципалитетом – 85 на 15. Такая доля согласовывалась больше года и с администрацией Владивостока, и с краевым правительством. Что касается тарифа, то город принял их по нижнему пределу окупаемости, мы не получим излишнего дохода. Доли, которые получит город в будущем, могут измениться, это живой механизм. Всё будет зависеть от того, как будет проходить запуск системы».

Порядок оплаты и штрафы

Тарифы уже утвердили, парковка легкового авто стоит от 35 до 100 рублей в час, в зависимости от улицы. У каждого припарковавшегося на специальной синей разметке будет 15 минут бесплатного времени. Его дают на высадку/посадку пассажиров или собственно оплату парковки. Платить нужно не по факту, а заранее. По словам Станислава Журавлёва, нигде в России по-другому не делают. Но в компании обещают подумать об альтернативном варианте.

Нужно иметь в виду, что паркомат принимает только карты, наличкой можно будет расплатиться только на парковках около здания правительства края и на месте бывшего троллейбусного кольца на Уткинской. Здесь же в будущем поставят зарядные станции для электромобилей. После этого каршеринговые машины Русгидро смогут парковаться там бесплатно.

В любом случае до паркомата идти будет необязательно – к 15-20 ноября (запуск платных парковок намечен на 25 ноября) должны заработать мобильные приложения (для Apple и Android). Ещё один вариант – отправка СМС на специальный номер, но в этом случае оператор МТС возьмёт комиссию – плюс 10 рублей к стоимости.

Если оплачен час парковки, а вы задержались на встрече, например, на два, можно будет через мобильное приложение или СМС доплатить.

Контролировать тех, кто не оплатил парковку вовсе или просрочил своё время, на первом этапе станут машины – паркрайты. Это будут забрендированные надписью «Парковки Владивостока» четыре Nissan Terrano. С подключением новых улиц (всего в проекте платная парковка на 31 участке уличной дорожной сети) и с учётом пробок добавятся и «бегунки» – как минимум 10 людей с паркнетами – это такие специальные планшеты. Нормативная периодичность прохода по маршруту – раз в 15 минут. Напомним, работать они будут с 8 утра до 19 вечера. Ночью, по выходным и в нерабочие праздничные дни парковка в специально выделенных зонах будет бесплатной.

Штрафовать контролёры никого не будут, для этого у них нет полномочий. Они лишь будут передавать информацию в систему «Цифрового Приморья», к которой уже есть доступ у всех интересантов – и в мэрии, и в ГИБДД, и в МВД с ФСБ.

Просроченная стоянка выносится на одну из пяти административных комиссий администрации Владивостока (в зависимости от района города). Решение о штрафе принимает она же. Если машина была оставлена надолго по экстренной причине (например, угроза жизни и здоровью и т. п.), можно прийти на неё и попросить не назначать штраф. Каждый случай разбирается отдельно. Также можно будет заранее позвонить на горячую линию «Цифрового Приморья» и объяснить свою уникальную ситуацию.

«Парковка вторым рядом – нарушение ПДД, этим уже занимается ГИБДД, – уточняет Станислав Журавлёв. – Они в любом случае будут получать от нас информацию и, соответственно, реагировать. В любом случае за парковку тот, кто паркуется вторым рядом, не заплатит – там нет синей разметки, такие машины должны эвакуироваться с улицы. Что касается заклеенных или занавешенных номеров – это тоже зона ответственности ГИБДД. Формально мы не имеем право снять тряпку. То же самое, если машина без номеров. Мы хотим подчеркнуть, у нас цель не зарабатывать деньги, а окупить наши расходы. Цель города – оптимизация дорожного движения. Мы не хотим бегать за каждым водителем, который так нарушает. Но, конечно, будем пользоваться доступными для нас средствами – будем обращаться к журналистам, фотографировать такие машины, если они будут часто так останавливаться».

За то, что паркоматы могут стать жертвами вандалов, Станислав Журавлёв переживает не сильно. Во-первых, они застрахованы. А во-вторых – есть более 1000 камер, и найти нарушителя точно получится. В крайнем случае оплатить парковку можно будет и без паркомата. Напомним, подобные прецеденты уже были, с «умными» остановками – подростков нашли и отправили на перевоспитание.

Для местных жителей и льготников

По словам Станислава Журавлёва, в 9 пилотных участках, которые запустят с 25 ноября, резидентских зон не будет. В будущем оформить такие разрешения на стоянку местные жители смогут через «Госуслуги», МФЦ или через единое окно в мэрии. Разрешения не будет в бумажном виде – просто придёт СМС или уведомление в приложение, что номер машины зарегистрирован в системе с привязкой к определённому адресу.

«Резидентские разрешения на первом этапе не вводим специально – чтобы люди взвесили все «за» и «против», так ли уж это нужно. Потому что, напомню, вечерняя парковка с 19 часов бесплатна. Также нужно понимать, что это не «вездеход» – разрешение даёт возможность парковаться только в определённой зоне. Это не собственное парковочное место. Если все места в такой зоне заняты – вам не повезло».

Стоимость разрешения устанавливает и при необходимости меняет администрация Владивостока, а не «Цифровое Приморье». Как и стоимость парковки. Сейчас анонсировано 3500 в год за первую и 35 000 за вторую машину на семью. В реестр резидентных парковочных разрешений вносится не более двух записей в отношении одного жилого помещения в жилом доме (ранее мэр Шестаков почему-то говорил совершенно противоположное, обещая, что зарегистрированные на разных членов семьи машины будут считаться первыми).

С внедрением платных парковок будут действовать и льготы для тех, кому они полагаются, – инвалиды, многодетные семьи, ветераны ВОВ и т. д. Чтобы получить разрешения на бесплатную парковку, нужно будет подавать соответствующее заявление в мэрию. Порядок такой же, как и обращения резидентов, его подробно опубликует мэрия позже.

Бонус в автобус

Станислав Журавлёв также анонсировал льготы для пассажиров общественного транспорта. Со следующего года в автобусах можно будет расплачиваться виртуальной картой местного жителя – её можно будет бесплатно сделать из любой карты «Мир» в мобильном приложении «Цифрового Приморья».

«По этой виртуальной карте будут доступны программы лояльности в магазинах. А система «Мир» согласилась сделать скидку при оплате проезда в автобусах. Предварительно, это минус два рубля. То есть стоимость проезда будет не 30 рублей, как по обычной транспортной карте, а 28. Такую программу планируем запустить со следующего года», - говорит Журавлёв.

Планы на будущее

По словам руководителя проекта «Цифровое Приморье», платные парковочные пространства на улицах работают не только в Москве, но и в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Севастополе. В последнем случае он лично проектировал эту систему, она успешно работает с 2020 года. Сейчас там расширяют зоны платной парковки.

«Концессии подобной нашей в России нет. 5 равнозначных концессионеров, 30 сервисов, при этом единый личный кабинет. 90% информационных систем мы разрабатывали сами. Большая часть оборудования российское, только паркоматы шведские. Мы заинтересованы успешно реализовать этот проект и предлагать такой успешный опыт и в других регионах. Поэтому если мы вообще не заработаем, но хотя бы окупимся, для нас это уже будет хорошо», – резюмировал Станислав Журавлёв.

Отметим, ООО «Цифровое Приморье», согласно данным ИАС Seldon.Basis, было образовано в январе 2020 года. Соучредителями выступил Фонд высоких технологий и некое ООО «Бонас» из Владивостока. Учредитель этого ООО и по совместительству генеральный директор «Цифрового Приморья» – Сергей Кушнырь, бывший депутат ЗСПК 5-го созыва от партии ЛДПР, бывший глава комитета по продовольственной политике и природопользованию, несостоявшийся депутат Думы Владивостока, а ныне совладелец и директор ООО «Специализированный застройщик «Мирах», которое строит две 25-этажки в Снеговой Пади.